Об этом во времена СССР рассказал журнал "Наука и жизнь". В НИИ одной из республик сделали транспортный комплекс для уборки ягод. Конструкция его проста: к трактору с двух сторон крепятся длинные крылья, на которых устанавливается тридцать сидений. Сборщики, таким образом, получили возможность работать сидя, а не скрючившись на корточках.
Когда заканчивается сбор ягод на одном участке, трактор переезжает на другой. Но из-за того, что не все сборщики одновременно заканчивают обработку «своей» площадки, тракторист терялся от обилия противоречивых команд на смену агрегатом места. Познакомившись с проблемой, московские студенты создали прибор, избавивший бригаду от .необходимости решать голосованием вопрос о переезде на .новое место.В кабине трактора устанавливается главный блок прибора, а на рабочем месте каждого сборщика (в данном случае их может быть до 30) — сигнальная кнопка; Закончив работу на своем участке, сборщик нажимает кнопку. Прибор суммирует полученные «донесения» и, дождавшись последнего сигнала, «докладывает» механизатору: можно перемещаться на очередную делянку.
Прибор получил официальное название: «многоканальный цифровой канализатор для многоместного транспортного комплекса». Цифровой канализатор можно ориентировать на довольно высокую производительность труда — настраивать на подачу сигнала к переезду, например, при получении информации не от всех работающих, а от какого-то определенного числа их. Несколько неполная уборка в таком случае вовсе не означает потери части урожая: при сборе ягод один и тот же участок обязательно проходится несколько раз, так как ягоды одновременно не созревают.