Тракторостроение как отрасль — детище индустриализации. Это мы знаем все. Ну а трактор? До сих пор стоят кое-где в селах старенькие «Фордзоны» — нэ них первые колхозные артели вспахали когда-то свои первые борозды. Но идея трактора («вагон с бесконечными рельсами») и ее воплощение в металле родились, оказывается, более ста лет назад в самом сердце России — на саратовской земле.
О том мы и расскажем сегодня, чтобы воздать должное уму мастеров-самоучек и утвердить в сердце каждого из нас хорошую гордость, сестру патриотизма.ОДНАЖДЫ матрос с «Геркулеса» привел на свой пароход приятеля, волжского бурлака Федьку Блинова.
— Что умеешь? — спросил механик, рассматривая молодого, но широкого в плечах, большерукою парни.
— В кузнице помогал — А так — самоучка...
— Ладно,— рассудил механик,— найдешь веревку, дашь гудок, так и быть — оставлю.
Всего через несколько минут «Геркулес» басовито загудел. А Федор Блинов был приставлен к пароходной машине кочегаром...
Получив однажды хорошие наградные за оригинальную идею ремонта вала машины, Блинов навсегда сошел с парохода на яемлю. Вернулся домой с вполне определенной целью: построить мастерскую и изготовить в ней такой «земляной пароход», которому не страшны будут затяжные подъемы и спуски российские, непролазные в распутицу.
Этот механизм Блинов построил. Поездив на нем по селу, мастер отправил в Петербург прошение о выдаче привилегии (патента) на снос изобретение. Не быстро, но все-таки она была получена:
«.Привилегия, выданная из департамента торговли и мануфактур п 1879 году крестьянину Федору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».
Так рождалась первая в мире гусеница, названная самим изобретателем «бесконечным рельсом». Новинка нужна была Блинову для «самохода», который заменит лошадей и волов, сам будет пахать. Летом 1888 года работы над ним были закончены. Сарай, в котором строился трактор, разгородили. Блинов взмахнул картузом, разрешая испытания. Машина загрохотала и двинулась, набирая спорость. Подрастерявшийся машинист не сумел вовремя развернуть машину, и она о хрустом подмяла под себя забор, пошла через сад, легко ломая деревья... Подмастерье Яков Мамин изготавливал гусеницы для первого в мире гусеничного трактора...
В РОССИИ изобретение Блинова не заинтересовало промышленников, от предложений иностранцев мастер отказался: мечтал, чтобы на «самохиде» была отечественная марка. В семенном архиве Блиновых долго хранились чертежи двух вариантов гусеничного трактора — с керосиновым и нефтяным двигателями. Но Федор Блинов скончался, не осуществив своих планов, а его «самоход» был разобран и выброшен в металлолом.
Напомним: траки гусениц к первому в мире гусеничному трактору было поручено вытачивать подростку Якову Мамину. Блинов давно и сразу обратил внимание на мальчика:
— Ты, Яшка, башковитый...
После поездки на Нижегородскую выставку, где был отвергнут первый в мире гусеничный трактор, Мамин соорудил трехколесную самоходную тележку с установленным на ней двигателем внутреннего сгорания.
«Мною созданы первые отечественные конструкции тракторов, которым, несомненно, принадлежит будущее в обработке бескрайних российских просторов,— писал Мамин министру земледелия России. — Прошу Вас принять в свои руки изготовление тракторов...»
Ответ из Петербурга пришел лишь через два года. Министр хвалил за инициативу, но в помощи отказывал. Так решилась судьба первого русского трактора, изготовленного Маминым в 1914-1916 годах. Но изобретатель не поддавался судьбе. На мастерской изобретателя появилась новая вывеска «Специальный завод нефтяных двигателей и тракторов Я. Мамина», Об этом заводе, первенце русского тракторостроения, узнали ученые и инженеры из Петербурга, Москвы, Саратова, Брянска, Коломны. Шесть первых тракторов конструкции Мамина разных мощностей успешно прошли испытания...
9 ДЕКАБРЯ 1917 года в Балаково пришла правительственная телеграмма из Петрограда: «Балаково на Волге, завод Мамина, сообщите, каким положении дело тракторными заказами. Желательны личные переговоры». Телеграмму подписал председатель комиссии по тракторостроению Совета народных комиссаров.
Советская власть в тот период в Балакове лишь устанавливалась, но Мамин, не дожидаясь национализации, добровольно передал завод рабочему комитету, дом, в котором жил, сдал под контору. А сам с семьей перебрался в баню, стоявшую во дворе. Полученную телеграмму он перечитывал много раз.
В марте 1918 года конструктор приехал со своими проектами в Москву. Он еще не успел распаковать вещи в гостинице, как к нему зашел человек в кожанке:
— Вы Яков Васильевич Мамин? Вот пропуск в Кремль, вас ждет Владимир Ильич...
Пропуск за номером 1002 от 23 марта 1918 гида изобретатель хранил до конца своих дней как самую дорогую реликвию. Нам не удалось разыскать стенограммы разговора вождя с русским изобретателем. Да и была ли она? В томе 36 Полного собрания сочинений на этот счет есть короткое примечание; «Март. Ранее 23, Ленин беседует с самоучкой-изобретателем, конструктором одного пз первых
отечественных тракторов Я. В. Маминым».
П все же до наших дней дошли некоторые сведения и той встрече. По возвращении из Москвы Мамин как-то вечером зашел к свояку, К. Соловьеву, работавшему мастером пспытательиой станции. Вот как описывает тот разговор дочь Соловьева, ее воспоминания хранятся в музее Балаковского машиностроительного завода имени Дзержинского: «Пришел дядя Яша к нам около восьми вечера, и проговорили они с отцом до утра. Выпили ни; три самовара за разговором... о тракторах горячо говорили».
Оказалось, поело встречи с Лениным Мамин встретился с членами наркомзема, в составе которого, как известно, было много эсеров. Разговор пошел о путях советского тракторостроения, заспорили. «У дяди Яши, — вспоминает Соловьева, — нервы, видно, не выдержали, он что-то такое сказал, что его под конвоем вывели из зала. В дверях или коридоре он встретился с Лениным. Тот спросил: «Что, товарищ Мамин, вас, кажется, арестовали? За что?..» — «Да вот я им сказал, что у них башки мякиной набиты». Ленив рассмеялся, сказал, что обзываться нельзя, и велел выпустить дядю Яшу из-под ареста — Уходя от нас, дядя Яков остановился в дверях, потом вернулся, положил руку на плечо отца и сказал:
— Ну, Костя, с таким хозяином, как Ленин, Россия не пропадет».
Вскоре после встречи с Лениным Мамину предложили изучить московский завод «Динамо» с целью возможности его переоборудования в предприятие по выпуску тракторов. Изобретатель пришел к выводу, что такой вариант нецелесообразен. Советское правительство выделяет сто тысяч рублей золотом и командирует изобретателя за границу для закупки оборудования с том, чтобы доосиастить им тракторный завод в Балакове. Станки, оборудовании были закуплены, но по ряду причин установить в Балакове их не удалось. Первые советские тракторы «Гном» и «Карлик» проектировались и строились Маминым и его помощниками в городе Марксе, одновременно Мамиц думал о подготовке трактористов.
Последние годы Мамин работал в Челябинске, куда его пригласили в Институт механизации сельского хозяйства, здесь он долгие годы продолжал свое изобретательство и конструирование, готовил специалистов. С 1956 года в СССР, идея Мамина (а родилась она еще в 1917 году) о замене карбюраторных тракторных моторов дизельными полностью воплотилась в жизнь. За заслуги перед Родиной Я. В. Мамин был награжден орденом Трудовою Красного знамени. В Челябинске, на здании института, в котором работал изобретатель, установлена мемориальная доска...
Ю. БУРОВ. А. ДЕРЕВЯНЧЕНКО, газетная публикация времён СССР