Собственно, с подобным явлением встречался каждый радиолюбитель, собиравший детекторные приёмники, работающие на энергии принимаемой радиостанции. А в интернете встречались схемы подсветки на светодиоде, также работающие на энергии, излучаемой радиостанциями.
Также в интернете встретилась информация о том, что разрабатываются зарядники, способные подзаряжать смартфон, находясь поблизости от вышки 5g.
Неизвестно, насколько эта информация достоверна, но вот Януш Войцеховскмй в своей книге «Радиоэлектронные игрушки» пишет, что «в 1946 г. в СССР был разработан метод расчета специальных направленных антенн для передачи энергии ВЧ на расстояние. Было установлено, что две специальные антенны размерами 100 х 100 м, работающие на волне длиной 1 см (30 000 МГц), позволяют передать энергию радиоволн (в идеальных условиях) на расстояние 5 км с к. п. д. 60%, а на 50 км с к. п. д. 40%. Таких же размеров антенны, но при длине волны 10 см (3000 МГц) способны передавать энергию с к. п. д. 50% на расстояние 2,2 км и 25% на расстояние 30 км. На волне 1 см антенны с размерами 10 x 10 м передают; энергию на расстояние 2,2 км с к. п. д. 50%, а на 10 км с к.п.д. 35%. Приведенные расчетные данные позволили разработать ряд экспериментальных установок».В этой же книге рассказывается, что летательным аппаратом, питаемым внешней энергией, является ионолет. «Принцип действия простейшего электростатического двигателя заключается в следующем: металлические иглы, заряженные отрицательно, находятся над металлической сеткой, заряженной положительно. Ионы воздуха между электродами, благодаря разности потенциалов, переносятся к сетке, отдают ей свой заряд и вылетают через отверстия в виде незаряженных частиц. Это напоминает работу электронной лампы (диода). В электростатическом двигателе тяга образуется вследствие ускорения ионизированных атомов газа в электростатическом поле. Таким образом, электрическая энергия непосредственно превращается в кинетическую энергию струи воздуха. Электростатический двигатель не имеет подвижных частей и поэтому практически вечен. Работает он бесшумно, без вибраций. Самолет, приводимый в действие таким двигателем, может двигаться в любом направлении, а также висеть в воздухе неподвижно. Преимущество электростатического привода по сравнению с питанием энергией ВЧ колебании заключается в свободе маневрирования в полете и в автономности, в то время как аппараты, питаемые с земли, должны находиться почти неподвижно над передающей антенной. Вид ионолета может быть любым. Первая модель (см иллюстрацию) представляла собой прямоугольную рамку из бальсового дерева (легкое дерево, применяемое при постройке летающих моделей), на которой помещалась сетка из алюминиевой проволоки. Энергия подводилась с помощью коаксиального кабеля. Ионолеты будущего будут, по всей видимости, иметь вид летающих пластин или дисков. Что касается экономичности, то общий к. п. д. ионолета равен 40...50%, в то время как к. п. д. современного вертолета не превышает 14...18%.
Ионолеты:
а — электрическая схема электростатического двигателя (1 — высоковольтный генератор, 2 — игла, 3 — сетка); б — проект ионолета будущего; в — модель ионолета (1 — диэлектрик, 2 — мягкие провода питания, 3 — медный провод диаметром 0,06 мм; 4 — металлическая сетка из провода диаметром 0,06 мм в металлической рамке размерами 100 x 150 мм».
Примечание: некоторые непонятки в этой схеме – на совести издателей книги.
Далее Войцеховский пишет, что «обычная школьная электростатическая машина может раскрутить винт нелетающей модели вертолета. Хорошие результаты даст электростатический генератор, а самые лучшие —ионизатор воздуха. В последнем случае модель… будет летать и приземляться».